Приветствую, командир. Прошло 20 лет с момента грандиозной победы организации XCOM над инопланетной угрозой. Счастлив вас проинформировать о том, что с тех пор мы профукали все полимеры. Организация разгромлена, Совет Наций перешел на сторону противника, планета порабощена, а вы сами попали в плен. На руинах старого мира возникла коалиция Advent, которая, прикрываясь ширмой взаимовыгодного сотрудничества и процветания, проводит бесчеловечные эксперименты по гибридизации. Мощь захватчиков настолько огромна, что в новом сезоне “Секретных материалов” они заставили Фокса Малдера танцевать под Achy Breaky Heart. Advent необходимо остановить, и эта задача возложена на вас!
Нам пришлось здорово потрудиться, чтобы вытащить вас из застенков инопланетного гестапо, однако без чуткого руководства мы совершенно беспомощны. Да, мы летаем на крутом геликарриере с пафосным названием “Мститель”, однако нам настолько лениво заниматься поддержкой партизанского движения, что в качестве элитных бойцов у нас служат исключительно бывшие штурмовики из “Звездных войн”. Кроме того, нам необходим энтузиаст, который бы разобрал бардак в отсеках корабля. Поэтому вот вам метла и совочек! И помните, командир, Vigilo Confido!
Приблизительно так можно описать всю основную завязку новой части XCOM за авторством Firaxis. Последние пару лет подопечных Сида Мейера штормит, что доказывает их странная поддержка Civilization: Beyond Earth, результатом которой стал никому не нужный спин-офф и пресное дополнение. И вот теперь XCOM 2, игра, которая дарит сложную гамму самых противоречивых эмоций. Но обо всем по порядку.
Учитывая то, что теперь мы возглавляем партизанское движение, механика на глобальной карте претерпела изменения. Вместо подземной базы у нас есть вышеупомянутый “Мститель”, на котором мы перемещаемся по карте, оправляясь на миссии и устанавливая контакты с ячейками сопротивления. Процесс этот выглядит довольно нервным, так как практически сразу в игре включается таймер до старта загадочного проекта “Аватар”, который организации XCOM необходимо саботировать. Выполняя сюжетные задания и уничтожая фабрики Advent, вы сможете отсрочить час икс и должным образом подготовиться к финальному марш-броску. Однако игроки вполне могут довести себя до Game Over уже на 15-м часу игры, сделав неправильные акценты в стратегии развития уже в самом начале, что чревато пробуксовкой исследований и невозможностью постройки ключевых объектов. В нашем случае мы умудрились предотвратить провал за четыре дня до часа икс, откатив подготовку проекта “Аватар” наполовину.
Развитие организации претерпело ряд изменений. Так, основная валюта теперь представлена в виде материалов и разведданных. С их помощью мы можем расплачиваться на черном рынке и получать информацию о грядущих планах противника. В начале каждого нового месяца мы получаем от сопротивления координаты тайника с грузом материалов. Накопив необходимое количество ресурсов, наняв персонал и отстроив отсеки, можно приступать к изучению новейших технологий и производству оружия, которое обязательно понадобится даже раньше, чем можно было подумать. Все дело в тактических сражениях и в обновленном бестиарии.
Сама механика боя не претерпела практически никаких изменений со времен прошлой игры. Не изменилась и безумная система просчета попаданий. Про слепых оперативников, которые могут целиться прямо в голову противнику, чтобы затем развернутся и разрядить обойму в молоко, можно слагать легенды. Ни в одной другой пошаговой стратегии вы не увидите такого зашкаливающего количества промахов и вытекающих из них бредовых ситуаций. Это вгоняет в самую настоящую депрессию, ибо враги давать спуску совершенно не собираются.
Пользователь всегда находится в меньшинстве, а поставленные задачи практически невыполнимы. Играя на любом уровне сложности (кроме легкого), вполне можно намертво застрять в одной-единственной миссии. Не стоит забывать и новую тему всей игры - гибридов людей и инопланетян, которые и являются главными противниками. В большинстве случаев, это различные подразделения пехоты Advent, выглядящие как обычные люди, если не заглядывать им под шлем. Однако в паре с ними ходят улучшенные версии серых человечков, которые теперь могут не только брать под контроль членов сопротивления, но и воскрешать павших бойцов прямо на поле боя. По мере продвижения по сюжету, оперативникам будут попадаться и куда более опасные оппоненты, включая змеелюдей, нескольких подвидов мутонов, различных роботов и многих других.
Сами же бойцы XCOM изменились незначительно. Пересмотру подверглись только рейнджеры, получившие в подарок меч для ближнего боя, специалисты, которым в компанию выдают дронов-хакеров, да псионики - ими могут стать исключительно новобранцы. Возможности по развитию персонажей также повышаются благодаря системе модульных модификаций оружия и установки индивидуальных пакетов бонусов.
Несмотря на все эти неприятные моменты, главное в XCOM 2 - перетерпеть первые семь часов игры. Получив в распоряжение новое обмундирование и набравшись опыта, ваши бойцы превращаются в самый настоящий элитный спецназ, действующий четко, слаженно и эффективно. Если предыдущая часть XCOM генерировала массу драматических индивидуальных историй, то в сиквеле перед игроком разворачиваются суровые будни профессионалов, которые десантируются на местность, ликвидируют мишени и сразу же эвакуируются. Особым шиком оказалось прохождение миссий в стелсе - так, чтобы противники вообще не заметили вашего присутствия. От этого действительно получаешь ни с чем не сравнимое удовольствие.
Миссии стали значительно разнообразнее и теперь включают в себя похищение VIP-персон, кражу разведданных, подрыв стратегических объектов, перехват конвоев, штурм тюрем, проникновение на засекреченные фабрики, оборону собственной базы и многое другое. Кто-то будет разочарован наложением ограничений на количество ходов на некоторых заданиях, но после определенного момента это решение воспринимается исключительно в качестве очередного интересного испытания ваших возможностей. Стокгольмский синдром не иначе.
Само поле боя тоже претерпело некоторые изменения. Основных нововведений два: повысилась разрушаемость окружения, а карты теперь генерируются случайным образом. Однако визуально игра не сильно отличается от предыдущей части. На восприятие сильно влияют проблемы с производительностью. Будучи эксклюзивом для персональных компьютеров, XCOM 2 оптимизирован настолько кошмарно, что наличие проблемы признали сами разработчики. Даже на PC сходных по конфигурациям конечный результат может разительно различаться. Не помогли и первые патчи - после одного из последних обновлений у половины покупателей игра вообще перестала запускаться.
Также хочется поругать неудачные ракурсы камеры, из-за чего бывает проблематично увидеть вторые этажи зданий. Кроме того, персонажи обожают бежать к цели по кратчайшему маршруту, из-за чего вся операция может провалиться.
Кажется, сотрудники Firaxis прекрасно осознавали допущенные ими просчеты, поэтому прямо на старте продаж игра уже поддерживала пользовательские модификации, включая заморозку раздражающих таймеров и шлемы штурмовиков для наших горе-мазил. Однако и тут все вышло не совсем гладко, ибо после обновления версия с установленными модами может не запуститься.
Отдельно стоит упомянуть кошмарные русские субтитры, которые набраны при помощи отвратительного скачущего шрифта и плохо различимы во время некоторых заставок.
После вышеперечисленного может показаться, будто XCOM 2 неудачная игра, однако это не так. Привыкнув к условностям местной механики и постигнув нюансы, перед игроком раскрывается действительно глубокая и разнообразная стратегия, в которой учитывается каждое действие. Да, ресурсов и времени не хватает, но когда отряд в самый последний момент уничтожает объект пришельцев и выполняет дополнительное условие, откатывая прогресс подготовки проекта Advent, хочется орать во все горло. Или когда вы умудряетесь выполнить миссию за четыре хода, не потревожив оппонентов. Это ни с чем не сравнимые ощущения.
|